Педальный привод

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Туризм

В предыдущей статье Педальные лодки мы уже затрагивали тему педального привода для лодок различного типа. В данной статье мы расскажем, как самому можно быстро и без особых усилий изготовить ещё один вариант лодки с иной конструкцией педального привода, нежели были рассмотрены в прошлой статье. Конструкцию педального привода, описанную ниже можно использовать для установки на байдарку (как уже было написано ранее в нашем блоге).

Мини-лодка с педальным приводом рассчитана на одного человека и подойдет для небольших путешествий, рыбной ловли, простая по конструкции, она не требует дефицитных материалов, поэтому построить ее могут даже школьники. Небольшой вес лодки с педальным приводом (не более 20 кг) позволяет перевозить её к водоему на ручной тележке или на самодельном велосипедном прицепе. При большом желании, лодку с педальным приводом можно переоборудовать в швертбот и ходить на ней под парусом. Опишем более подробно схему сборки педальной мини-лодки, предлагаемую вашему вниманию.

kaiak_3

Вот основные размеры лодки с педальным приводом: длина - 1,8 м, ширина - 0,86 м, высота борта - 0,4 м, осадка: в педальном варианте - 0,3 м, в парусном со швертом - 0,52 м, площадь паруса - 3,2 м2.

Корпус лодки с педальным приводом - плоскодонный, с высокими наклонными бортами (рис. I). В отличие от остроносой лодки, которая при подходе к берегу садится килем на грунт и нередко сваливается при этом на борт, плоскодонка сохраняет устойчивое положение. Высокая остойчивость лодки с педальным приводом  обеспечивается низким положением центра тяжести. Имея относительно узкое днище и малую осадку, лодка с педальным приводом  легко идет по воде.

mini_boat_1

РИСУНОК I: 1 - корпус лодки, 2 – педальный привод, 3 - рулевое устройство, 4 - пенопласт, 5 - гребной винт, 6 - пайол, 7 - сиденье.

РИСУНОК II: 1 - форштевень (250x100x40 мм); 2, 3 - верхняя и нижняя подмачтовые балки (15x60 мм); 4 - бимс (700x100x18 мм); 5, 6 - детали шпангоутов 1 и 2 (40x18 мм); 7 - обвязка транца (40x18 мм, 4 шт.); 8 - транец (фанера S5); 9, 10 - кницы (фанера S3); 11 - наружные ребра (15x30 мм, 2 шт.); 12 - привальный брус (40x10 мм, 2 шт.); 13 - скуловой стрингер (40x10 мм, 2 шт.); 14 - киль (40x20 мм); 15 - под мачтовый степс (60x40 мм); 16 - носовая палуба (фанера S4); 17 - верхний буртик (20x15 мм, 2 шт.); 18 - средний буртик (15x15 мм, 2 шт.); 19 - днищевой стрингер (15х15 мм, 2 шт.); 20 - днище (фанера S5); 21 - борта (фанера S5).

Поперечный набор корпуса лодки с педальным приводом (рис. II) состоит из транца и двух шпангоутов (рамного и простого), а продольный - из киля, скуловых стрингеров и привальных брусьев одинакового сечения (10x40 мм). Все продольные связи врезаны в транец и шпангоуты на 8-10 мм. Из обычной строительной фанеры толщиной 3-4 мм изготовлена обшивка, чтобы сделать ее более прочной и водонепроницаемой, снаружи корпус оклеивают стеклотканью, а изнутри пропитывают горячей олифой. К привальному брусу обшивка прижата буртиками сечением 20x15 мм, крепят их клеем и шурупами. Буртики ставят и снаружи борта лодки с педальным приводом, примерно на половине его высоты. Днище лодки с педальным приводом защищено двумя наружными стрингерами-полозьями.

mini_boat_2

РИСУНОК III: 1 - винт М8; 2 - шайба с насечкой; 3 - кожаная прокладка; 4 - рукоятка; 5 - шайба; 6 - планка; 7 - тросы управления диаметром 2 мм; 8 - направляющие скобы; 9 - направляющая со шкивами; 10 - кольца; 11 - баллер руля (20x40 мм); 12 - перо руля (дюралюминий S2 мм); 13 - ось руля (пруток диаметром 8 мм); 14 - петли для руля; 15 - скобы; 16 - направляющая со шкивом.

Носовая часть лодки с педальным приводом закрыта палубой, форштевень вырезан из доски толщиной 20 мм. Места соединений днищевых и бортовых деталей шпангоутов укреплены с двух сторон фанерными кницами толщиной 3 мм, такие же кницы установлены на углах обвязки фанерного транца. Для того чтобы лодка с педальным приводом стала непотопляемой, в носовую и кормовую части корпуса вставляют пенопластовые блоки.

Рулевое устройство на лодке с педальным приводом  - рычажно-тросовое (рис. III). Перо руля, укрепленное на баллере, подвешено на транце лодки с педальным приводом  на специальных петлях, скобах. Поворот осуществляется при помощи тросов, прикрепленных к оси руля и рукоятке управления, размещенной на шпангоуте, тросы проведены по борту и транцу через скобы с роликами. После установки на корму баллера с пером руля тросы управления натягивают до рабочего состояния, зацепив их за специальные крючки на борту лодки с педальным приводом. Перекладка руля осуществляется перемещением рукоятки управления вперед-назад, для предотвращения самопроизвольного перемещения руля рукоятку зажимают винтом через шайбы с насечкой и кожаные прокладки - так создается необходимое трение.

mini_boat_3

РИСУНОК IV; 1 - рама с кареткой; 2 - цепь; 3 - ручная дрель без рукоятки, 4 - звездочка, 5 - хомут, 6 - шланг, 7 - стойка.

РИСУНОК V: 1 - лопасть винта, 2 - ступица, 3 - обтекатель, 4 - ось винта, 5 - опора, 6 - гибкий шланг высокого давления.

Расскажем теперь о приводе лодки с педальным приводом (рис. IV). В его конструкции использованы педальный привод с ведущей звездочкой, кареткой и частью рамы отслужившего свой срок велосипеда. В качестве промежуточного звена, соединяющего велосипедный привод с гребным винтом, применена ручная дрель без рукоятки, на её ось насажена ведомая звездочка (число зубьев 16). Ведущая (число зубьев 32) и ведомая звездочки соединены велосипедной цепью. Гребной вал лодки с педальным приводом сделан из отрезка армированного металлической оплеткой резинового шланга высокого давления. Одним концом он надет на ось винта, другим на переходник, навинчивающийся вместо патрона на рабочий вал дрели. Крепится шланг хомутами.

Для того, чтобы легче было подбирать оптимальный шаг винта, мы предлагаем сделать его с поворачивающимися лопастями (рис. V). В нужном положении они фиксируются гайками. Лопасти выгнуты из тонкого листа нержавеющей стали толщиной 1-1,5 мм. К внутренним концам их приварены шпильки с резьбой М6. При нормальной работе (как на велосипеде) привод вращает гребной винт против часовой стрелки - если смотреть, глядя с кормы лодки с педальным приводом. Но можно идти и задним ходом, правда, в этом случае педали придется вращать в обратную сторону.

Главный узел в нашей мини-лодке с педальным приводом - это гребной винт упрощенной конструкции. Чтобы повысить его эффективность, лопасти сделаны регулируемыми - то есть в зависимости от условий движения вы можете изменять их угол атаки (шаг винта), для чего нужно ослабить гайки и развернуть лопасти на требуемый угол. Подбирая оптимальный шаг винта, нужно помнить такую закономерность: если шаг велик, лопасти захватывают и отбрасывают назад много воды, и гребцу тяжело крутить педали, и, наоборот, если шаг мал, вращать педали легче, но скорость лодки с педальным приводом будет небольшой.

Как мы уже говорили, нашу лодку с педальным приводом можно легко переоборудовать в мини-швертбот. Нужно лишь сшить небольшой парус, изготовить деревянную мачту и гик и укрепить на днище лодки с педальным приводом съемный шверт.

И в заключение напомним: отправляясь в плавание на лодке с педальным приводом или мини-швертботе, не забудьте перед выходом на воду надеть спасательный жилет.

Статья подготовлена по материалам Журнала «Юный техник».



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

X-Блог:: Теги

Новое Идеи Опыты Бытовое Пьянствуй бой Байдарка Своими руками Экипировка Туризм оффтоп автомобили Муравьи праздник

Поиск


Сейчас 25 гостей онлайн





Забыли данные входа на сайт?