Самодельный катамаран

Рейтинг пользователей: / 23
ХудшийЛучший 
Спорт
Изобретательская мысль издавна старалась научить велосипед двигаться по воде. Так возникли разнообразные конструкции водного велосипеда (самодельный катамаран). Причем некоторые из них не имеют ничего общего с конструкцией обычного дорожного велосипеда, кроме названия.
 
katamaran 1

Водный велосипед американского изобретателя Леви Арчера (рисунок 1) – тримаран. Он на воде наиболее устойчив. Привод здесь ручной, а рулевое управление – ножное. Возвратно-поступательные движения рукоятки преобразуются во вращательное движение двух гребневых колес. Каждое колесо имеет по шесть лопастей. Этого достаточно, чтобы двигать вперед все сооружение, да ещё с двумя седоками на борту.
katamarani
 
Механический привод решен просто, поэтому дополнительных пояснений не требуется. Обратим ваше внимание лишь на некоторые конструктивные особенности. Вал, на концах которого закреплены гребневые колеса, вращается в четырех подшипниках. Ноги упираются в педали рулевого устройства. Лопасти-рули установлены на переднем поплавке тримарана и связаны с педалями четырехзвенником.

Конструкция поплавков тримарана – каркасного типа. Их можно изготовить из деревянных реек и тонкой, но прочной фанеры, пользуясь водостойким клеем и мелкими гвоздями. Чтобы придать поплавкам необходимую водонепроницаемость, снаружи их необходимо покрыть несколькими слоями горячей олифы.

Водный велосипед американского изобретателя Фримена Бакера – самодельный катамаран. Как видите на рисунке 2, самодельный катамаран Бакера тоже имеет кривошипно-шатунный ручной привод и ножное управление. Ноги седока упираются в рулевые педали, которые не вращаются как у обычного велосипеда, а качаются вправо-влево. Концы педалей прочными тросиками связаны с парой рулей, установленных на корме поплавков. Так управляется самодельный катамаран в движении. А движитель самодельного катамарана – обыкновенное гребное колесо. Установлено оно за спинкой сидения. У колеса восемь лопаток, они поочередно опускаются в воду и толкают самодельный катамаран вперед.

Для привода колеса самодельного катамарана служат две рукоятки. При нажиме поочерёдно то на правую, то на левую рукоятки их возвратно-поступательное движение простейшим кривошипно-шатунным механизмом преобразуется во вращательное движение колеса самодельного катамарана.

Самодельный катамаран Бакера одноместный, поэтому подъемная сила поплавков рассчитана с двукратным запасом на человека, вес которого около 75 кг.

Подробного описания технологии изготовления деталей самодельного катамарана мы не приводим – каждый может использовать те материалы, которыми он располагает. Основная забота конструктора – это поплавки, которые будут удерживать самодельный катамаран на поверхности воды. Тут могут быть два варианта. Первый – из широкой доски толщиной 40 мм изготовить две опорные лыжи самодельного катамарана, концы которых немного загнуть. К деревянной основе таких лыж легче прикрепить сидение и механизм привода с гребным колесом, пользуясь шурупами. Для увеличения плавучести лыж лучше всего использовать плотный пенопласт. Его толстые листы надо аккуратно приклеить водостойким клеем к нижней поверхности лыж самодельного катамарана. Когда клей просохнет, лыжи тщательно обрабатываются напильником и наждачной бумагой и покрываются 2-3 слоями яркой нитроэмали. Второй вариант – изготовить надувные поплавки из прорезиненной ткани. Безусловно, он более трудоемкий, зато вес самодельного катамарана существенно снизится.

Самодельный катамаран братьев Бадни (рисунок 3) отличается от велосипеда Бакера тем, что он имеет ножной привод как у обычного велосипеда. У него два поплавка, гребное колесо имеет десять лопаток. Педали связаны с гребным колесом напрямую, то есть без повышающей частоту вращения передачи. Благодаря этому существенно упрощается технология изготовления самодельного катамарана.

Обратите внимание на место крепления оси привода к защитному кожуху. Она установлена не в отверстии, а в щели. Благодаря такой конструкции ось вместе с гребным колесом и педалями может перемещаться вверх. А это дает некоторые преимущества. Если самодельный катамаран наедет на отмель или другое препятствие в воде, колесо не поломается, оно переместиться вверх и спрячется в кожухе.

Защитный кожух служит одновременно и седлом, и стойкой руля, и «мостом» для скрепления поплавков.

Рулевое устройство самодельного катамарана простое – это рукоятка с длинной осью. На нижнем конце оси закреплена рулевая пластинка.

Самодельный катамаран братьев Бадни имеет штампованные поплавки, изготовленные  из дюралюминиевого листа. Мы же советуем воспользоваться технологией, о которой уже рассказывали, описывая самодельный катамаран Бакера.

Ещё один самодельный катамаран Вальтера Энкерта изображен на рисуноке 4. За основу всей конструкции изобретатель взял обыкновенный дорожный велосипед. Необходимую плавучесть ему обеспечивают 2 понтона, длинные сигарообразные надувные мешки. Самодельный катамаран с седоком, опираясь на надувные понтоны только в 4 точках, будет деформировать их, и конструкция окажется неустойчивой. Поэтому Энкерт привязал вдоль мешков прочные деревянные рейки, а уж к ним прикрепил кронштейн. Вся конструкция самодельного катамарана получилась довольно легкой и прочной.

Изготовить надувные мешки самому довольно сложно. Поэтому для этого придется для изготовления понтонов воспользоваться уже известной технологией. Сделайте поплавки из прочных деревянных досок и оклейте их снизу и сверху плотным пенопластом. Водостойкость обеспечит покрытие несколькими слоями нитроэмали. В обоих случаях большим преимуществом является то, что дорожный велосипед очень быстро и легко преобразуется в самодельный катамаран и наоборот.

Описывать крепежную арматуру самодельного катамарана не будем – она хорошо видна на рисунке. Добавим лишь, что проще всего воспользоваться стальными трубками диаметром 20-24 мм. Концы труб надо расплющить, тогда удобнее будет сверлить в них отверстия.

Движитель велосипеда Энкерта – это лопасти, установленные на педалях. Способ крепления лопастей показан на рисунке.  К нижней части переднего колеса крепится пластина, служащая рулем. Самодельный катамаран такого типа будет иметь, конечно, не большую скорость, но зато вы смогли научить обычный велосипед двигаться по воде.

Статья подготовлена по материалам Приложения «Для умелых рук» к Журналу «Юный техник».



 

Комментарии   

 
0 # Санёк 29.03.2012 08:57
Какая схема гребного колеса лучше:
1)как показано на рисунке 1,
2)или при помощи 2-х звёздочек и цепи, которые напрямую идут от педалей к оси гребных колес .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # RaStaMAN 29.03.2012 20:34
мне кажется, педали четче)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

X-Блог:: Теги

Новое Идеи Опыты Бытовое Пьянствуй бой Байдарка Своими руками Экипировка Туризм оффтоп автомобили Муравьи праздник

Поиск


Сейчас 132 гостей и 3 пользователей онлайн





Забыли данные входа на сайт?