Аэросани своими руками

Рейтинг пользователей: / 16
ХудшийЛучший 
Автомобильное

Для тех, кто задумается построить аэросани своими руками, предлагаем следующую конструкцию, предложенную журналом  «Моделист-Конструктор». Аэросани можно использовать как обычное зимнее транспортное средство.

aerosani

Можно отметить следующие особенности конструкции аэросаней: подвеска силового агрегата, а не установка его, как обычно; рулевое управление «тележного» типа - оно осуществляется поворотом не только лыж, а всего переднего моста; возврат же управляемого моста с лыжами в исходное положение и удержание его на курсе прямого хода производятся не столько рулем, сколько торсионом, в роли которого выступает дуга безопасности.

В конструкции аэросаней всё соединения деталей в узлах можно сделать болтовыми с помощью втулок и кронштейнов, а местами склепать, а можно использовать сварку.

Рама аэросаней хребтового типа - однолонжеронная. Состыкованные и соединенные с лонжероном балка заднего моста и стойка моторамы подкреплены подкосами. Соединения силовых элементов рамы аэросаней - в основном разъемные, для разборки аэросаней для летнего компактного хранения.

Лонжерон и стойка аэросаней выполнены из дюралюминиевой трубы диаметром 70 мм с толщиной стенок 2,5 мм, а балка заднего моста и подкосы - тоже из дюралюминиевой трубы, но диаметром и толщиной стенок поменьше - соответственно, 40 мм и 1,5 мм. Роль подкосов стойки моторамы играют еще и поручни сидений, хотя поручнями их назвать можно только условно - на них навешиваются ложементы сидений водителя и пассажира, выколоченные из дюралюминиевого листа толщиной 2 мм. Сами  сиденья аэросаней выполнены из толстого поролонового листа и обшиты брезентовой тканью.

airsleigh_1

Ёще один элемент рамы аэросаней - дуга безопасности. Она выполнена из двух состыкованных накладками отрезков дюралюминиевой трубы диаметром 50 мм и толщиной стенки 2 мм. Однако лучше бы дугу сделать из цельной трубы потому, что она выполняет еще и роль амортизирующей подвески переднего управляемого моста аэросаней и является своеобразным подкосом основной стойки. Но о дуге - позже.

Подзабытая схема рулевого управления аэросаней очень простота, к тому же она очень сочетается с амортизирующей дугой безопасности и однолонжеронной рамой. Передний мост соединен с передним концом лонжерона посредством шкворня и сайлентблока (резинометаллической втулки), корпус которого вставлен в переднее отверстие трубы лонжерона. Шкворнем служит болт М22.

Соединение переднего моста аэросаней с дугой безопасности (она же торсион) осуществлено не напрямую, а посредством выноса - консольно закрепленного по середине моста (перпендикулярно к нему) отрезка трубы диаметром 40 мм с толщиной стенки 1,5 мм. Свободный же (передний) конец выноса соединен тоже с передним концом дуги безопасности «двухщёчечным» треугольным кронштейном. Длина выноса определялась экспериментально, в пределах 200 - 250 мм. Меньшая его длина ухудшает «флюгерность» - самоудержание аэросаней на прямом курсе, а большая - затрудняет управление аэросанями (поворот руля). Кстати, для облегчения поворота руля аэросаней на конец торсиона можно прикрепить сайлентблок (хотя есть возможность помогать и ногами, как на самолете).

При повороте руля аэросаней, а, следовательно, и переднего моста с лыжами дуга безопасности отклоняется в сторону, да еще и слегка закручивается, после снятия усилия на руль дуга стремится возвратиться в исходное положение, удерживая лыжи аэросаней на прямом курсе.

Руль аэросаней - мотоциклетного типа, только закреплен он на мосту в трех точках через подкосы-рычаги. От руля по дуге-торсиону проложен трос управления «газом» двигателя. На концах переднего моста аэросаней (как, впрочем, и заднего) на осях установлены лыжи. Для защиты от бокового удара лыжи аэросаней к мостам дополнительно прикреплены подкосами (лучше было бы амортизаторами) через подшипниковые втулки: передние - двумя, задние - одним (в задней части) и поворачиваются в вертикальной плоскости вместе с лыжами.

Лыжи аэросаней самодельные - все одинаковые. Склепаны из 5-мм листового дюралюминия марки Д16Т алюминиевыми заклепками. Для придания жесткости посередине каждой лыжи аэросаней приварена продольная полоса-стенка, а к стенке - еще и полосовые подкосы, подошва выполнена из листа полиэтилена толщиной 5 мм, а шириной - на 10 мм больше с каждой стороны. В загнутой части носка подошва к лыже прикреплена заклепками, а по длине просто прижата подрезом из стального уголка, чтобы подошву из-за разности теплового расширения не коробило. Небольшая часть заднего конца лыжи аэросаней вместе с подошвой тоже загнута вверх на 50 мм. На концах балок мостов лыжи аэросаней монтируются на подшипниках качения, корпуса которых закреплены на стойках лыжи.

Винтомоторная установка аэросаней сама по себе традиционная и состоит из силового агрегата от снегохода «Буран» мощностью 28 л.с. и самодельного толкающего воздушного винта постоянного шага.

Винт аэросаней диаметром 1400 мм, лопасти деревянные с металлическими оковками на концах. Максимальная тяга, создаваемая им на месте, составляет около 95 кгс, что позволяет аэросаням развивать скорость до 70 км/ч по льду замерзшей реки. Передача крутящего момента с двигателя аэросаней на винт осуществляется через четырехручьевую клиноременную передачу. Диаметр ведущего шкива - 205 мм, а ведомого - 380 мм, то есть передаточное число составляет 1,85, натяжение ремней осуществляется поворотом эксцентриковой оси во втулке с последующим закреплением одной в другой хомутом.

Крепление силового агрегата на раме аэросаней не совсем обычное. Во-первых, он не установлен на ней, а подвешен на консольной балке и прикреплен к ней через резиновые втулки-прокладки Консольная балка является одновременно и упором, через который передается тяга от винта. К тому же балка присоединена к стойке шарнирно через сайлентблок. Дополнительное же крепление двигателя к раме аэросаней и вовсе неординарное - растяжками - авиационными гибкими тросами диаметром 4 мм с натяжными тендерами. Такая подвеска винтомоторной установки на раме практически устраняет вибрацию аэросаней.

Вращающийся винт аэросаней - штука опасная. Для исключения вероятности получить травму от вращающегося винта необходимо делать ограждение, то полное - в форме тонкой решетки с обеих сторон и по окружности. А чтобы винт не задевал при провалах задней части аэросаней снег, тем более лед, сделан хвост - в заднюю часть лонжерона вставлена труба потоньше.

Сухая масса аэросаней составляет около 140 кг. Полная снаряженная масса аэросаней (два человека и 20 л топлива) - приближается к 300 кг. Тормозов у аэросаней нет, остановка довольно быстро осуществляется за счет трения подошв лыж аэросаней о снег после сброса «газа».

Аэросани с подвешенной винтомоторной группой и «тележным» передним мостом (детали всех позиций, кроме оговоренных, выполнены из дюралюминия Д16Т):

airsleigh_2

1 - двигатель аэросаней (от мотонарт «Буран»), 2 - клиноременная четырехручьевая передача (і=1,85); 3 - воздушный винт диаметром 1400 (дерево с металлическими концевыми окантовками), 4 - консольная балка, 5 - верхняя растяжка крепления двигателя (стальной трос диаметром 4, 2 шт.), 6 - основная стойка (труба диаметром 70x2,5), 7 - кронштейн подсоединения дуги безопасности к стойке (лист s5, 2 шт.). 8 - верхняя часть дуги безопасности (труба диаметром 50x2), 9 - крепление троса газа к дуге безопасности (резина, по потребности), 10 - соединительный кронштейн частей дуги безопасности (лист s5, 2 шт), 11 - наклонная часть дуги безопасности (труба диаметром 50x2); 12 - лонжерон (труба диаметром 70x2,5); 13 - руль аэросаней (мотоциклетного типа), 14 - центральная стойка руля (стальная труба диаметром 28); 15 - боковая стойка руля (труба диаметром 14, 2 шт); 16 - сайлентблок дуги безопасности (от стиральной машины), 17 - узел соединения дуги безопасности и переднего моста (лист s5, 2 шт), 18 - вынос (труба диаметром 30x1,5), 19 - боковой подкос стойки (труба диаметром 40x1,5, 2 шт.), 20 - заднее сиденье пассажира аэросаней (поролон в тканевом чехле); 21 - ложемент заднего сиденья (лист s5), 22 - поручень-подкос (труба диаметром 30x1,5, 2 шт), 23 - ложемент переднего сиденья (лист s5); 24 - переднее сиденье аэросаней (поролон в тканевом чехле), 25 - трос газа (от мотоцикла); 26 - нижняя растяжка крепления двигателя (стальной трос диаметром 4, 2 шт.); 27 - тандер (2 шт), 28 - топливный бак (на 20 л), 29 -хвост-фаркоп (труба диаметром 64), 30 - задний мост, 31 - задняя лыжа аэросаней (2 шт). 32 - крепление площадки (шнур, 2 шт ), 33 - площадка (ткань "авизент", 2 шт), 34 - балка переднего управляемого моста (труба диаметром 40x1,5,2 шт.), 35 - передняя лыжа аэросаней (2 шт).

Задний мост аэросаней и его соединение с рамой:

airsleigh_3

1 - лонжерон, 2 - кронштейн-хомут крепления к лонжерону поперечины рамки сидений и подкосов заднего моста аэросаней, 3 - поперечина рамки сидений, 4 - подкос, 5 - лыжа, 6 - кронштейн-хомут крепления к заднему мосту подкосов, 7 - втулка крепления к заднему мосту подкоса лыжи, 8 - балка заднего моста (2 шт), 9- подкос стойки (2 шт), 10 - рамка сидений, 11 - основная стойка; 12 -петля крепления основания сиденья к рамке (10 шт.); 13 - кронштейн-хомут крепления к стойке рамки сидений и моторамы аэросаней, 14 - кронштейн крепления лонжерона к основной стойке, 15 - втулка крепления рамки сиденья к лонжерону и основной стойке (2 шт.); 16 - соединительная скоба балки (2 шт)

airsleigh_4

1 - основа лыжи аэросаней, 2 - подкос хребта. 3 - дужка, 4 - хребет; 5 - заклепка; 6 - передний подкос стойки (2 шт), 7 - задний подкос стойки (2 шт), 8 корпус с подшипником качения, 9 - стойка, 10 - ушко крепления подкоса лыжи к хребту (2 шт), 11 - буртик с вилкой, 12 задний подкос лыжи (2 шт), 13 - втулка крепления подкоса к балке моста аэросаней, 14 - кронштейн подножки; 15 балка моста, 16 - лонжерон, 17 - шарнир соединения балки моста и лонжерон, 18 - кронштейн соединения балки и выноса, 19 - кронштейн соединения выноса и дуги безопасности, 20 - подножка.

Подвеска силовой установки аэросаней на консольной балке и тросовых растяжках:

airsleigh_5

1 - эксцентриковая ось, 2 - втулка (сталь, труба диаметорм 50x2), 3 - хомут с зажимным болтом, 4 - стяж-ка верхних растяжек (резиновый жгут), 5 - верхние растяжки, 6 - консольная балка (стальная труба диаметорм 40x1,5), 7 - ось шарнира (болт М16), 8 - сайлентблок, 9 - втулка-кронштейн крепления моторамы на основной стойке, 10 - основная стойка; 11 - узел крепления двигателя аэросаней к консольной балке (4 шт), 12 - двигатель аэросаней, 13 - стойка втулки, 14 - подкос втулки (2 шт.), 15 - крыло балки (4 шт.), 16 - выходной вал двигателя, 17 - нижняя растяжка (трос 04, 2 шт.), 18 - тандер (2 шт.), 19 - втулка-прокладка (резина, 4 шт).

Статья подготовлена по материалам журнала "Моделист-Конструктор".



 

Комментарии   

 
+2 # Догада Девятисиловичъ 09.06.2011 16:12
Я знаю как сделать проще.: нужна "ватрушка" для катания с горок. К ней на кронштейнах крепиться мотор от бензопилы с винтом, аэросани готовы!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Xeon 10.01.2012 10:30
Ага, точно. и где там кронштейны крепить?:)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

X-Блог:: Теги

Новое Идеи Опыты Бытовое Пьянствуй бой Байдарка Своими руками Экипировка Туризм оффтоп автомобили Муравьи праздник

Поиск


Сейчас 17 гостей и 4 пользователей онлайн





Забыли данные входа на сайт?